1941 -1945.RU

Главная

Предыстория

Галерея

1944

Краткое описание Великая Отечественная Война

Герои Советского Союза

Десять ударов Советской армии и другие операции

Биографии полководцев:

Песни военных лет

 

Опытные самолёты периода Второй мировой: Ян-ЗРД

 

В сороковых годах конструкторский коллектив, возглавляемый В. П. Глушко, разработал семейство авиационных жидкостно-реактивных двигателей (ЖРД). Их уникальная способность развивать большую тягу в течение короткого периода времени привлекла внимание конструкторов самолетов в использовании ЖРД как дополнительной силовой установки к основному поршневому двигателю они увидели возможность значительного увеличения максимальной скорости и скороподъемности своих машин. Правда, из за очень большого расхода топлива полет с включенным ЖРД мог быть весьма кратковременным, но все же достаточным, чтобы догнать противника, занять в бою с ним более выгодное для атаки положение или оторваться от преследования.

В числе первых советских конструкторов спроектировал и в 1944 году построил опытный истребитель перехватчик с комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого двигателя ВК-105ПФ 2 и жидкостного реактивного двигателя РД-1ХЗ с тягой 300 кг в качестве ускорителя, и коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым. При постройке нового перехватчика конструкторы максимально использовали части и узлы серийного самолета Як 3. С него практически без изменений, были взяты крыло, шасси, винтомоторная группа. Фюзеляж пришлось переделать, чтобы разместить в его хвостовой части ЖРД. Кстати говоря, РД-1ХЗ хорошо вписывался в обводы фюзеляжа.

Рули высоты и направления изготовили новые. В крыле, помимо бензобаков, установили емкости для 50 кг керосина и 200 кг концентрированной азотной кислоты, служившие топливом и окислителем для РД 1X3. Такого запаса хватало примерно на три-четыре минуты работы ускорителя. Насосы для подачи керосина и кислоты работали от основного поршневого двигателя.

Взлетный вес опытного истребителя перехватчика, получившего обозначение Як ЗРД, составлял 2980 кг. Он. был вооружен одной пушкой калибром 23 мм. Во время испытаний, начавшихся в декабре 1944 года, которые проводил летчик Виктор Расторгуев, были достигнуты довольно хорошие результаты на высоте 7800 м включение ЖРД давало прирост скорости до 182 км/ч высоту 5 тыс. м Як ЗРД с работающим ускорителем набирал всего за 3 минуты. Максимальная скорость превышала 780 км/ч.

Однако в первых же полетах были выявлены недостатки, связанные с ненадежной работой ЖРД. Он сложен был в эксплуатации, в частности, из-за применения азотной кислоты. Обстановка на фронте в тот период не требовала форсирования доводки истребителя до серийного производства, так как находившиеся на вооружении самолеты обладали достаточно высокими летно-тактическими данными, (Кстати сказать, опытный Як-ЗРД лишь незначительно уступал в максимальной скорости лучшим турбореактивным истребителям 1944—1945 года и превосходил их по скороподъемности, маневренности, дальности и продолжительности полета).

Разработка и испытания самолетов с комбинированными силовыми установками, такими как на Як ЗРД, многое дала советским ученым и конструкторам. Этот опыт был использован при создании скоростных самолетов с турбореактивными двигателями. Но жидкостно реактивные двигатели не ушли со сцены. Они и сейчас применяются в качестве вспомогательных для сокращения разбега и кратковременного увеличения скорости и скороподъемности на некоторых современных самолетах с турбореактивными двигателями.

 

 

 

 

 

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45      техническая механика студентам . Самая актуальная информация уголовный адвокат на сайте. . Арендовать светодиодные модули в Москве можно по низким ценам на сайте videoland-pro.ru.