1941 -1945.RU

Главная

Предыстория

Галерея

1944

Краткое описание Великая Отечественная Война

Герои Советского Союза

Десять ударов Советской армии и другие операции

Биографии полководцев:

Песни военных лет

 

От поражения и победе: Операция в Африке

 

8 ноября 1942 года англо-американские войска высадились с моря на побережье Французской северо-западной Африки—в районах Орана, Алжира и Касабланки. После этого командующий подводными силами Кригсмарине адмирал Карл Дениц решил перебросить сюда основную часть субмарин из Атлантики и района Кабо-Верде. На новый ТВД первые подлодки прибыли 11 ноября 1942 года.

Однако командование британских ВВС ожидало такого развития событий и заранее перебросило в Гибралтар несколько подразделений Берегового командования, вооруженных самолетами Vickers Wellington GR.Mk VIII, Lockheed Hudson GR.Mk III/VI, Catalina Mk IIB и Short Sunderland GR.Mk III, оснащенных мощными прожекторами Leigh Light. К тому времени в Гибралтаре уже находились эскадрильи с Hudson и Fairey Swordfish. Большинство этих самолетов были оснащены поисковыми РЛС ASV Mk II, а благодаря постоянному патрулированию союзникам удалось не допустить активизации действий подводников Деница во время проведения операции «Torch» и после нее.

23 декабря 1942 года Дениц отозвал подлодки от Северной Африки — потеряв семь субмарин, немецкие подводники не добились почти никаких результатов. Подводные силы Кригсмарине вернулись на просторы Атлантики.

Но союзники готовили надлежащий ответ: после завершения активной фазы операции по высадке в Северной Африке освободилось значительное количество эскортных кораблей, а в январе 1943 года в Касабланке было принято решение, во что бы то ни стало устранить «германскую подводную угрозу».

29 апреля 1941 года британское Адмиралтейство выдало заказ на достройку шести транспортов типа С-3 Liberty в эскортные авианосцы, специально предназначенные для воздушного прикрытия конвоев. Пять авианосцев — «Арчер», «Авенджер», «Байтер», «Дэшер» и «Трекер» — вступили в боевой состав в 1943 году, на них обычно базировались самолеты Grumman Martlet (Wildcat) и Fairey Swordfish.

Первыми эскортными авианосцами (CVE), построенными для ВМС США, стали «Лонг-Айленд», «Чарджер», «Боуг», «Кард», «Кроа-тан» и «Блок-Айленд». В состав корабельной авиагруппы входили до 16 истребителей Grumman F4F-4 или General Motors FM-1 Wildcat и до 12 бомбардировщиков Grumman TBF-1 Avenger. Британские и американские эскортные авианосцы, а также переоборудованные в авиатранспорты торговые суда (Merchant Aircraft Carrier — MAC) стали важным средством Битвы за Атлантику в 1943 году.

Морская авиация

Основной задачей Берегового командования британских ВВС по-прежнему оставалось противолодочное патрулирование важнейших районов Атлантики — преимущественно Бискайского залива и «Северного транзитного района», между Фарерскими островами и Норвегией. Другая задача командования — борьба с надводными кораблями и судами противника. К ней привлекались самолеты Bristol Beaufighter, Hudson и Handley Page Hampden. Основная же тяжесть борьбы с подлодками противника легла «на плечи» самолетов сверхбольшой дальности (VLR) Liberator Mk I, IILA и V, которые на начало того года состояли на вооружении лишь трех подразделений (всего 52 самолета). Имея боевой радиус 2130 км, они стали единственными самолетами, способными с авиабаз в Исландии и на Ньюфаундленде закрыть так называемый район «Атлантической дыры» или, как еще его называют «Черное пятно» — акваторию Атлантического океана, которую до того не могли прикрыть имевшиеся в распоряжении Берегового командования противолодочные самолеты. Все машины оснащались РЛС ASV Mk II и отличались увеличенным запасом топлива. К январю 1943 года в дополнение к самолетам сверхбольшой дальности были сформированы еще и пять эскадрилий самолетов с меньшей дальностью полета (LR — «большой дальности»): Liberator GR.Mk V, Boeing Fortress GR.Mk НА и Handley Page Halifax GR.Mk II. В распоряжении союзников также имелись 13 эскадрилий самолетов средней дальности (MR) Hudson, Whitley и Wellington, и еще 10 эскадрилий самолетов Catalina

В 1942— 7 943 годы медлительные и неповоротливые Hampden и Beaufort в области борьбы с прибрежным судоходством противника уступили место более современному Beaufighter. В ноябре 1942 года на вооружение поступил торпедоносец Mk VIC «ТогЬеаи», который мог нести одну торпеду типа Mk XV.

Mk IB и Sunderland GR.Mk I/III. Ударные же силы были представлены Beaufighter Mk VIC, TF.Mk X и Mk XIC, пришедшими на смену Hampden и Bristol Beaufort.

В 1943 году на вооружение патрульной авиации поступили РЛС ASV Mk III и Mk IV, позволявшие обнаруживать субмарину на дальности до 19,4 км, широкое распространение получили мощные прожекторные установки Leigh Light (в США обозначались L-7 Light). Все это серьезно осложнило жизнь немецким подводникам.

Помощь США

Подводная угроза заставила ВМС США сосредоточить на восточном побережье страны значительные силы авиации, а также на авиабазах на Карибах, в Бразилии и Панаме, а также на Кубе и Бермудах. В состав этой группировки были включены самолеты сверхбольшой и большой дальности PB4-Y Liberator, PB2Y-3 Coronado, Consolidated PBY-5 Catalina, Martin PBM-1 Mariner и Lockheed PV-1 Ventura.

Впрочем, инициатива в Битве за Атлантику пока по-прежнему принадлежала Кригсмарине. В марте 1943 года немецкие подводники провели одну из самых удачных операций — на маршруте следования конвоев НХ.229 и SC.122, фактически объединенных в единую группу, Деницем была организована засада, в результате чего из 98 судов конвоев, вышедших из Нью-Йорка, на дно отправилось 21 судно водоизмещением 140 842 брутто-регистровые тонны. Потери Кригсмарине — всего одна подлодка.

Союзники осознали, что необходимо кардинально менять ситуацию: в марте 1943 года на Вашингтонской конференции было принято решение реорганизовать всю систему отправки союзных конвоев и их охранения;управление всеми касающимися конвоев и их охраны операциями стало более простым и эффективным; были увеличены силы противолодочной авиации, в том числе создан новый противолодочный рубеж — Марокканский морской оборонительный район (Moroccan Sea Frontier), перед командиром которого была поставлена задача всестороннего прикрытия конвоев, следующих из США в Средиземное море. Авиационное прикрытие в этом районе первоначально было возложено на 480-ю противолодочную авиагруппу.

 

 

 

 

 

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45