1941 -1945.RU

Главная

Предыстория

Галерея

1944

Краткое описание Великая Отечественная Война

Герои Советского Союза

Десять ударов Советской армии и другие операции

Биографии полководцев:

Песни военных лет

 

Итсребитель Самолет Як-15

 

Советское правительство еще во время Великой Отечественной войны приняло решение о развитии в стране реактивной авиации. Конструкторские бюро получили соответствующие задания и приступили к работе. Следует

иметь в виду, что опытное применение ракетных снарядов, пороховых уснорителей, реактивных двигателей в СССР началось давно. Стартовые пороховые ускорители испытыва-лись на У-1, ТБ-1 и других самолетах еще в 1931—35 годах. Затем были разработаны и испытаны жидкостный реактивный двигатель (ЖРД) с регулируемой силой тлги, прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД). В начале 1940 года летчик В. П. Федоров совершил после отцепления от самолета-буксировщика успешный полет и посадку на планере, оснащенном ЖРД с тягой в 140 кг. 15 мая 1942 года взлет, набор высоты, полет по прямой и посадку на опытном истребителе-перехватчике с ЖРД выполнил летчик Г. Я. Бахчиванджи. В 1944 году на истребителе Ла-7Р с Ускорительным ЖРД, обладающим тягой в 300 иг, летчики . М. Шиянов и А. В. Давыдов неоднократно «выжимали» скорость за 740 км/час.

Среди первенцев серийных реантивных самолетов, появившихся на наших аэродромах, был истребитель Як-15, созданный конструкторским коллективом, возглавляемым А. С. Яковлевым. Весной 1946 года первая машина с турбореактивным двигателем РД-10 (тяга 900 кг) получила воздушное крещение, за ней вскоре последовал ряд других усовершенствованных образцов.

Одна из особенностей реактивного истребителя Як-15 состояла в том, что его основой был хорошо знакомый летчикам, оправдавший себя в боях самолет Як-3.* Поршневой двигатель ВК-105ПФ заменен на нем турбореактивным двигателем осевого типа — РД-10, установленным также в носовой части фюзеляжа под крылом и кабиной, с выходом реактивного сопла под хвост фюзеляжа («ре-данная» схема). Кабина по габаритам и оборудованию была сохранена. Поэтому летчин чувствовал себя в ней привычно и переучивание было легким. Сохранена была также конструкция фюзеляжа, нрыла, оперения.

С двигателем РД-10 скорость Як-15 достигала 786 км/час. Самолет во всех отношениях оказался удачным и строился серийно. Особенно широко Як-15 использовался как переходный с поршневых машин на реактивные. Его развитием были самолеты Як-17 и другие той же схемы. Як-15

 

 

 

 

 

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45