1941 -1945.RU

Главная

Предыстория

Галерея

1944

Краткое описание Великая Отечественная Война

Герои Советского Союза

Десять ударов Советской армии и другие операции

Биографии полководцев:

Песни военных лет

 

Техническое описание самолетов Як-1 и Як-3

Самолёт был одноместным свободнонесущим смешанной конструкции. Фюзеляж был выполнен из каркаса, сделанного из труб СЗОХГСА. Трубы были диаметром от 20 до 50 мм. Передняя сторона фюзеляжа закрыта семью панелями, толщина которых составляет 1 мм. Это были три панели сверху, две сбоку и две снизу. Панели прикреплялись особыми замками, благодаря которым их можно было довольно просто снять и установить. У самолёта Як-1б было всего две верхние панельные крышки. Фюзеляжная обшивка около кабины состояла из фанеры в двух остальных частях, обшивка была выполнена из материала. Помимо панелей, около двигателя у самолёта было четыре люка: с левой и с правой стороны от кабины, около радиатора, а также у хвостового оперения.

Фонарь в кабине был плексигласовым. Центр фонаря сдвигался по полозьям, которые были утоплены в фюзеляжной обшивке. Из-за плохого качества плексигласа пилотам приходилось летать с открытой кабиной. Для большего обзора, у фюзеляжной части были дополнительные «окна». Позже, начиная с 49 серии ввиду недостаточности плексигласа, площадь остекления сократили до двух окошек. Фонарь у самолёта Як-1б был каплевидной формы и оснащался передним, а также задним бронированными стёклами, толщина которых достигала 65 мм.

Начиная с 163-й серии, на самолёты данного типа устанавливали систему аварийного выброса фонаря. Пилот в кабине сидел в кресле, высоту которого можно было регулировать. В кресло пилота была встроена бронированная спинка, толщина брони составляла 9 мм. В первых модификациях самолёта сказывалось неудобство штурвала, который приходилось держать двумя руками. Это было весьма проблематично и усложняло использование ручки газа. Начиная со 158 серии, самолёты стали оснащаться штурвалом Р-1, который представлял собой копию штурвала самолёта Bf 109.

Приборная панель самолёта Як-1 была сделана из двух частей. Для пилотирования самолёта на высоте использовался аппарат КПА-3 (КПА-3бис). Радиооборудование было выполнено из приемника РСИ-4 «Малютка», передатчика РСИ-3, а также радиополукомпаса РПК-10. Естественно полностью был укомплектован не каждый самолёт. Самолёты были оснащены приемником, который устанавливался на каждую пятую машину, а начиная с 20 августа 1942 года - на каждую третью. Передатчики устанавливались на каждую десятую машину. На этих самолётах летали командиры полков и эскадрилий. Ситуация стала немного лучше летом 1942 года, когда передатчики начали устанавливать на каждую пятую машину. Начиная с октября 1942 года, передатчик стал устанавливаться на самолёты, у которых были чётные серийные номера. За кабиной располагалась радиоантенна, которая присутствовал не на всех самолётах. Помимо РСИ-4 использовалась также радиостанция РПК-10, устанавливающаяся на каждой третьей машине. Начиная с октября 1942 года РПК-10 стали устанавливать на каждую десятую машину.

Крыло у самолётов типа «Як», было двухложным, выполненным из дерева с профилем Clark YH. Лонжероны были коробчатого типа, сделанные из фанеры. Главным лонжероном являлся передний. Лонжероны были соединены 46 нервюрами. Между 0 и 7 нервюрами напротив лонжерона располагалась ниша главного шасси. Баки для топлива находились между лонжеронами от 1 до 12 нервюр. С нижней стороны баки защищали дюралевые листы. Элероны Фриза, также были выполнены из дюраля с матерчатой обшивкой. На левом элероне располагался триммер, который регулировался на земле. У самолёта Як-1б триммер был заменён компенсатором. Закрылки Шренка, тоже были выполнены из дюраля. Крыльевая обшивка была сделана из фанеры, которую приклеивали к лонжерону и ещё дополнительно крепили шурупами. Фанера была толщиной от 3 до 5 мм. Передняя крыльевая кромка была выполнена из трехслойной фанеры, толщина которой составляла 8 мм. С верхней стороны крыло было обшито полотном, которое было зашпаклёвано, а также окрашено. На правом крыле был зеленый, а на левом - красный позиционные огни. Самолеты, которые выпускались на 301 заводе, а также первые самолёты, сделанные в Саратове, на концах крыльев имели антифлаттерный балласт - по 5 кг свинца.

Главное шасси имело размеры 600x180 мм, складывалось оно под фюзеляж пневматическим образом. В убранном виде колёса удерживались при помощи замков, которые тоже управлялись пневматически. Для обеспечения плавного складывания шасси, на самолёте был установлен гидравлический демпфер. Позже он был заменён облегчающим цилиндром. Крышка ниши главного шасси была выполнена из двух частей. Крышка, которая закрывала сойку шасси, прикреплялась к стойке, а колёсная крышка крепилась к колёсной оси. Самолеты, которые изготавливались на заводе № 301, а также по началу в Саратове, оснащались трёхстворчатой крышкой ниши главного шасси, именно она и закрывала колесо полностью. Колёсико в хвостовой части, на первых модификациях Яка было в выпущенном положении и вращалось свободным образом. Перед взлётом и посадкой, колесо фиксировалось в нейтральном положении при помощи рукоятки, находившейся в кабине. Приблизительно на половине всех самолётов было устройство, дающее возможность поворачиваться колесу в пределах 20-и градусов. Возможность убирания колёсика была на первых самолётах, сделанных в Саратове, а также на самолётах, которые выпущены 301 заводом, спустя некоторое время, колёсико было заменено неубирающимся. В первых модификациях самолёта Як крышка ниши хвостового колесика находилась в передней части. У машин, начиная с 87-й серии и выше, крышка была двухстворчатого типа. Хвостовое колесо имело размеры 255x110 мм.

В зимы, особенно 1941 и 1942 годов, Як-1 оснащался лыжным шасси, размер которого был 1650x620 мм. Лыжи основного шасси разрабатывались ОКБ Яковлев, а лыжа, находившая с задней части самолёта являлась универсальной для всех отечественных истребителей того времени. На Як-1 устанавливался двигатель М-105 с жидкостным охлаждением различных модификаций. До 36-й модификации самолёта, применялся двигатель М-105П, после чего -1 05П А, а с десятого самолёта 79-й серии - М-105ПФ. На второй высотной границе мощность двигателя была 1050,1050 и 1180 лошадиных сил соответственно. Двигатель запускался при помощи сжатого воздуха подаваемого из баллонов. Давление воздуха должно быть как минимум 50 кг/см2. Система пневматики питалась от четырех баллонов: главного, дополнительного, аварийного, а также баллона перезарядки оружия. На самолёте Як-1б находилось лишь два баллона. На земле баллоны заправлялись при помощи крана, а в воздухе посредством компрессора АК-50. Пневматические краны разрабатывались различными конструкторскими бюро и не являлись взаимозаменяемыми, что было причиной некоторых проблем. Иногда случалось так, что у Яка, который приземлялся на аэродроме «Лавочкиных», не было возможности пополнить запасы сжатого воздуха. Рычаги, которыми управлялся двигатель, располагались с левой стороны приборного щитка, а регулятор шага винта – с левого борта. Двигатель ещё можно было запускать при помощи автостартера. Конец вала автостартера находился за пределами ступицы винта. У самолётов, которые производились на заводе №301, а также из числа первых моделей, сделанных в Саратове, винтовая ступица была без крепления.

Як оснащался трехлопастным винтом ВИШ-105П, а Як-1б ВИШ-105СВ (металличес-кий) или ВИШ-105Д-50 (деревянный). Винт был диаметром три метра. Топливо самолётов Як находилось в четырех топливных баках, а также в крыльях. В двух ближних баках помещалось по 130 литров горючего, в два наружных по 74 литра, итого в самолёт могло поместиться 408 литров топлива. Топливные баки подвешивались на металлические ленты, крепящиеся к нервюрам. Топливо заливали в горловину с внешней стороны баков, во внутренние баки топливо лилось самотеком. Кран топливного слива располагался под нижними баками. С левой стороны находился кран, который давал возможность использовать горючее со всех баков или же баков одного борта. Баки наполнялись выхлопными газами, что минимизировало вероятность пожара при их пробивании. Нагнетательная система не была доработанной и приводила к тому, что двигатель мог заглохнуть. Позже данную систему перестали использовать в боевых частях. Только осенью 1942 года конструкторы завода № 156 сумели повысить надёжность данной системы. Новая система на Як-1 устанавливалась, начиная со 102-й серии. Масляный бак был ёмкостью 37 литров, масляный радиатор находился спереди фюзеляжа. В зимнее время года масло разбавляли бензином. Охладительная система выполнялась из водного радиатора ОП-203, находящегося под кабиной. По расположению водного радиатора можно довольно просто отличить самолёты Як-1/3 от Як-7/9. Охладительная система имела емкость 75 литров, туда заливали воду или антифриз.

Вооружением самолётов Як, были пушки ШВАК калибра 20 мм, а также два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм. У пушки был боекомплект на 130 выстрелов. Отстреленные гильзы, а также пустые ленты отбрасывались под крыло. Вес пушки составлял 42 кг, скорость полёта пули составляла 800 м/с, скорострельность была 800 выстрелов в минуту. Боекомплект к ШКАСу насчитывает 1500 патронов (у самолётов, которые выпускались на заводах № 301 -1240). Ленты вместе с гильзами собирались в мешки под кабиной. ШКАС имел вес 11,1 кг, первоначальная скорость полёта пули достигала 800-850 м/с, скорострельность 1650 выстрелов в минуту. Немного иное вооружение было у Як-1б. Между блоками цилиндров располагалась пушка ШВАК, а пулемет УБС, где буква С означат синхронизированный имел калибр 12,7 и находился он двигателем. УБ весил 21,45 кг, его скорострельность достигала 700-800 выстрелов в минуту, начальная скорость 814-850 м/с.

У пушки ШКАС на ленте находилась половина бронебойно-зажигательных снарядов. На расстоянии 200 метров ШКАС пробивал броню толщиной 8-9 мм. Четверть боевого комплекта – это были бронебойно-зажигательно-трассирующие снаряды, пробивающие броню в 6 мм на расстоянии 1000 м. Ещё четверть боекомплекта – это были зажигательные снаряды, которые при стрельбе упрощали наведение. Для автоматического оружия разработку боеприпасов осуществлял инженер Н. Елизаров. Пулеметы УБС тоже на половину оснащались бронебойно-зажигательными боеприпасами. На расстоянии 200 метров бронебойный снаряд мог запросто пробить броню толщина которой достигала 20 мм. Бронебойно-зажигательно-трассирующие патроны составляли около 10% боевого комплекта. Остальное ленточное пространство – это были бронебойно-зажигательные, а также зажига-тельно-фугасные снаряды, которые оставляли дыры в обшивке, размером в 40 сантиметров при стрельбе на дистанции 200 метров.

Про систему контроля за боекомплектом информации нет. Довольно много лётчиков вспоминали, что они не редко обнаруживали, что израсходовали все боеприпасы. Отдельные самолёты типа Як могли вести огонь реактивными снарядами РС-82. Их длина составляла 622 мм, вес 6,82 кг, вес боеголовки 2,52, вес подрывного заряда 0,45 кг. Дальнобойность составляла 5-6 км, практическая дальность ведения огня - 500-800 м, затем срабатывал самоликвидатор. Радиус поражения составлял 6-7 метров.

 

 

 

 

 

 ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45      Правильные цены на аппартаменты в элитной новостройке Чистых прудов. . У нас эксклюзивные цены от застройщика. Купить квартиру в жилом комплексе на Красной Пресне.