![]() |
|
Биографии полководцев: |
От поражения и победе: Операция в Африке
8 ноября 1942 года англо-американские войска высадились с моря на побережье Французской северо-западной Африки—в районах Орана, Алжира и Касабланки. После этого командующий подводными силами Кригсмарине адмирал Карл Дениц решил перебросить сюда основную часть субмарин из Атлантики и района Кабо-Верде. На новый ТВД первые подлодки прибыли 11 ноября 1942 года. ![]() 23 декабря 1942 года Дениц отозвал подлодки от Северной Африки — потеряв семь субмарин, немецкие подводники не добились почти никаких результатов. Подводные силы Кригсмарине вернулись на просторы Атлантики. Но союзники готовили надлежащий ответ: после завершения активной фазы операции по высадке в Северной Африке освободилось значительное количество эскортных кораблей, а в январе 1943 года в Касабланке было принято решение, во что бы то ни стало устранить «германскую подводную угрозу». 29 апреля 1941 года британское Адмиралтейство выдало заказ на достройку шести транспортов типа С-3 Liberty в эскортные авианосцы, специально предназначенные для воздушного прикрытия конвоев. Пять авианосцев — «Арчер», «Авенджер», «Байтер», «Дэшер» и «Трекер» — вступили в боевой состав в 1943 году, на них обычно базировались самолеты Grumman Martlet (Wildcat) и Fairey Swordfish. Первыми эскортными авианосцами (CVE), построенными для ВМС США, стали «Лонг-Айленд», «Чарджер», «Боуг», «Кард», «Кроа-тан» и «Блок-Айленд». В состав корабельной авиагруппы входили до 16 истребителей Grumman F4F-4 или General Motors FM-1 Wildcat и до 12 бомбардировщиков Grumman TBF-1 Avenger. Британские и американские эскортные авианосцы, а также переоборудованные в авиатранспорты торговые суда (Merchant Aircraft Carrier — MAC) стали важным средством Битвы за Атлантику в 1943 году. Морская авиация Основной задачей Берегового командования британских ВВС по-прежнему оставалось противолодочное патрулирование важнейших районов Атлантики — преимущественно Бискайского залива и «Северного транзитного района», между Фарерскими островами и Норвегией. Другая задача командования — борьба с надводными кораблями и судами противника. К ней привлекались самолеты Bristol Beaufighter, Hudson и Handley Page Hampden. Основная же тяжесть борьбы с подлодками противника легла «на плечи» самолетов сверхбольшой дальности (VLR) Liberator Mk I, IILA и V, которые на начало того года состояли на вооружении лишь трех подразделений (всего 52 самолета). Имея боевой радиус 2130 км, они стали единственными самолетами, способными с авиабаз в Исландии и на Ньюфаундленде закрыть так называемый район «Атлантической дыры» или, как еще его называют «Черное пятно» — акваторию Атлантического океана, которую до того не могли прикрыть имевшиеся в распоряжении Берегового командования противолодочные самолеты. Все машины оснащались РЛС ASV Mk II и отличались увеличенным запасом топлива. К январю 1943 года в дополнение к самолетам сверхбольшой дальности были сформированы еще и пять эскадрилий самолетов с меньшей дальностью полета (LR — «большой дальности»): Liberator GR.Mk V, Boeing Fortress GR.Mk НА и Handley Page Halifax GR.Mk II. В распоряжении союзников также имелись 13 эскадрилий самолетов средней дальности (MR) Hudson, Whitley и Wellington, и еще 10 эскадрилий самолетов Catalina В 1942— 7 943 годы медлительные и неповоротливые Hampden и Beaufort в области борьбы с прибрежным судоходством противника уступили место более современному Beaufighter. В ноябре 1942 года на вооружение поступил торпедоносец Mk VIC «ТогЬеаи», который мог нести одну торпеду типа Mk XV. Mk IB и Sunderland GR.Mk I/III. Ударные же силы были представлены Beaufighter Mk VIC, TF.Mk X и Mk XIC, пришедшими на смену Hampden и Bristol Beaufort. В 1943 году на вооружение патрульной авиации поступили РЛС ASV Mk III и Mk IV, позволявшие обнаруживать субмарину на дальности до 19,4 км, широкое распространение получили мощные прожекторные установки Leigh Light (в США обозначались L-7 Light). Все это серьезно осложнило жизнь немецким подводникам. Помощь США Подводная угроза заставила ВМС США сосредоточить на восточном побережье страны значительные силы авиации, а также на авиабазах на Карибах, в Бразилии и Панаме, а также на Кубе и Бермудах. В состав этой группировки были включены самолеты сверхбольшой и большой дальности PB4-Y Liberator, PB2Y-3 Coronado, Consolidated PBY-5 Catalina, Martin PBM-1 Mariner и Lockheed PV-1 Ventura. Впрочем, инициатива в Битве за Атлантику пока по-прежнему принадлежала Кригсмарине. В марте 1943 года немецкие подводники провели одну из самых удачных операций — на маршруте следования конвоев НХ.229 и SC.122, фактически объединенных в единую группу, Деницем была организована засада, в результате чего из 98 судов конвоев, вышедших из Нью-Йорка, на дно отправилось 21 судно водоизмещением 140 842 брутто-регистровые тонны. Потери Кригсмарине — всего одна подлодка. Союзники осознали, что необходимо кардинально менять ситуацию: в марте 1943 года на Вашингтонской конференции было принято решение реорганизовать всю систему отправки союзных конвоев и их охранения;управление всеми касающимися конвоев и их охраны операциями стало более простым и эффективным; были увеличены силы противолодочной авиации, в том числе создан новый противолодочный рубеж — Марокканский морской оборонительный район (Moroccan Sea Frontier), перед командиром которого была поставлена задача всестороннего прикрытия конвоев, следующих из США в Средиземное море. Авиационное прикрытие в этом районе первоначально было возложено на 480-ю противолодочную авиагруппу.
|
|
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 |
|